Сибириада Марии Правдиной. #10 В этот день решили посмаковать впечатления. Я утром и вечером разбирала письма и сообщения с поздравлениями. Невероятные ощущения. Некоторые тексты хочется перечитывать и перечитывать. Решила, что сложу их в папочку и назначу антидепрессантом)). Буду принимать понемногу, когда будет грустно или тревожно. Вокруг столько талантливых людей! А еще я убедилась в великой силе социальных сетей. Обычно в день рождения телефон разрывается от звонков, а в этот раз их было очень мало. Все в курсе моей сибирской эпопеи. Многие читают мои путевые заметки и поддерживают меня в этом порыве. Некоторые даже рекомендуют завести канал о путешествиях… Спасибо вам, друзья, за комплиментарные отзывы. В этот день мы посетили только два музея – Литературный им. В.П.Астафьева и музей-усадьбу Г.В.Юдина, которую все ласково здесь называют «Юдинка». Меня любой подобный визит, кроме содержательно-образовательной составляющей, заставляет призадуматься и о других вещах. Профдеформация дает о себе знать. Вполне объяснимо, что с моим директором мы отмечали разное. Он был счастлив найти рубцовские мемории, например)) /1/ меня восхищает разнообразие и широкий предметный состав коллекций Красноярского краевого краеведческого музея, которых хватает на такие разные по жанру музеи. Не ожидаешь в литературном музее увидеть предметы этнографической коллекции и таксидермическую скульптуру, а они оказываются тут вполне уместными. Я уже не говорю о широком диапазоне предметов быта разного времени, «безделушках», которые придают экспозиции достоверность и вызывают мою профессиональную зависть)) /2/ о роли художника в экспозиции, который может помочь зрителю прочувствовать эпоху, о которой идет речь в произведении, а может, наоборот, дезориентировать его. Например, зеркальная иллюзия в зале «Сны Ермака», башня Татлина в зале «Бессонница», взрыв с осколками кирпича и «стекла» в зале о войне и репрессиях вызывают сильную эмоцию у зрителя, даже не включенного в контекст литературного процесса. И бывает очень жаль, что некоторые находки остаются не замеченными, если коллеги ими не поделятся (флуорисцентные символы в зале «Сны Ермака и, наверное, что-то еще, что мы упустили). Литературным музеям приходится сложнее всех удерживать внимание посетителя. Хорошо, когда им на помощь приходит одаренный и тонко чувствующий художник. /3/ о музейном оборудовании и свете, которые могут мешать, а могут помогать восприятию экспозиции. И это наша вечная боль – как сделать его незаметным, безопасным для музейных предметов и для людей и в то же время выразительным. Каждый раз это задача, в решении которой много факторов, а мы бесконечно лавируем. /4/ о соотношении подлинного и копийного. И эти размышления связаны с более глобальными мыслями о том, зачем приходят люди в музей. И здесь у меня начинается раздвоение личности: мне хочется увидеть подлинники, но я все знаю про их сохранность и хрупкость. Беречь коллекции – завет, данный мне моими учителями. Хочется демонстрировать оригиналы, но тогда надо проявлять гибкость и часто их менять. Это не всегда возможно. Делать качественные копии – тоже вариант. А еще я часто думаю об уместности размещения рядом редких оригиналов с не очень качественными копиями. Мы как будто профанируем ценность первых. /5/ о качестве аннотаций и этикетаже и об удобстве его в пользовании. Я для себя при создании выставки или экспозиции каждый раз решаю вопрос об объеме информации о предмете, о стиле текста в аннотации, об удобстве навигации… Ах, как все непросто)) /6/ о беге времени… Геннадий Юдин строил свое имение за городом в удалении от суеты, а к нему под окна пришла цивилизация в виде транссибирской железной дороги, а сейчас это место – осколок прошлого в тисках пульсирующего города, по которому мы с удовольствием прогулялись, старясь прочувствовать его энергию. #Лоция #ФондПотанина #СибириадаМарииПравдиной #ИндивидуальнаяТраектория #ТМО